Кто наживается на кризисе

Падальщики и мародеры. Пришло время для коллекторов. Доля просроченной задолженности по банковским кредитам населения достигла 11%

"Финансовый кризис – дело прибыльное

Множество компаний, предпринимателей и просто мошенников нашли способ извлекать выгоду из кризиса. Кто-то пользуется нервозной обстановкой, переманивает клиентов, предлагает «антикризисные» сервисы. Кто-то под шумок получает госпомощь и даже успевает ее перепродать. Кто-то скупает подешевевшие активы. Но главную выгоду получат те, кто сможет пережить кризис. В России таковыми окажутся далеко не самые эффективные компании.

Как бы ни был разрушителен кризис, экономика никогда не разоряется вчистую. Даже у прогоревших компаний остаются клиенты, имущество и долги, которые кому-то достанутся. «Кому – война, а кому мать родна» – это высказывание целиком и полностью подходит к кризису. Правда, нынешний финансовый катаклизм затронул практически все страны мира и все отрасли экономики, поэтому выигравших от общей беды сравнительно немного. Общий размер состояния 25 богатейших россиян из списка Forbes с 19 мая (когда был пик котировок) упал за пять месяцев на 62%. Все вместе они потеряли более $230 млрд.

На Уолл-стрит бытует старая шутка: «Только тупой, не заработавший свой первый миллион (долларов), может надеяться заработать на кризисе». И тем не менее компании и предприниматели, знающие ответ на сакраментальный вопрос «как заработать на кризисе», существуют.

Покатились санки вниз…

Компании, которым удалось получить выгоду от финансового коллапса, можно разделить на несколько категорий. Первую и, пожалуй, наиболее изощренную и интеллектуальную группу нажившихся на всеобщей беде составляют те участники фондового рынка, которым удалось вовремя предвидеть спад фондовых индексов и «зашортить» соответствующее падение, а также те, кто занялся, как выражаются фондовики, «торговлей волатильностью».

«Наибольшую прибыль получат финансовые спекулянты, – считает менеджер проектов компании Instream Дмитрий Лапшинов. – Те, кто может легко подстроиться под общий тренд и действовать в своих интересах независимо от настроений рынка. Например, обменные пункты (у них явно сейчас увеличение объемов при завышенном курсе) и трейдеры на рынке акций (волатильность рынка достаточно высока, что позволяет неплохо зарабатывать при игре на бирже)».

На Западе, когда говорят о фондовых спекулянтах, нажившихся на кризисе, указывают прежде всего на двух человек. Первый – это финансист из Калифорнии Эндрю Лэхде, три хедж-фонда которого смогли получить по итогам 2007 года прибыль в 1000%. Лэхде еще в феврале 2007 года понял, что «ипотечное безумие» рано или поздно закончится крахом, и решился сыграть против рынка высокорисковых ипотечных облигаций.

Вторым стал Джон Полсон, глава инвестиционного фонда Paulson & Co, который также с самого начала 2007 года, в условиях растущих котировок и цен на жилье, стал играть против рынка недвижимости. Сначала он нес убытки, ибо цены росли, но в конце концов его прибыль по итогам 2007 года составила 550%, или почти $4 млрд.

Самое интересное, что в США есть специальные финансовые инструменты, которые рассчитаны на то, чтобы обогащать своих инвесторов в случае падающего рынка. Например, UltraShort Semiconductors ProShares. Дело в том, что этот фонд отражает обратную (инверсную) динамику индекса Dow Jones. Правда, вкладываться в этот инструментарий надо было вовремя, тем более что осенью в США был введен запрет на «шорты», то есть игру на понижение.

Впрочем и играющие на понижение могут стать жертвами биржевых игрищ, как это произошло со множеством европейских хедж-фондов, решивших осенью этого года «зашортить» акции Volkswagen. Игра на понижение заключается в том, что инвестор берет акцию взаймы у владельца, продает ее на рынке, дожидается, пока цены снизятся, затем покупает ее по более низкой цене и возвращает владельцу. Однако в октябре этого года более 74% акций Volkswagen тайно, через подставные банки, скупила компания Porsche, а на свободном рынке осталось лишь 6% акций. Инвесторы этого не знали и смогли «зашортить» более 12% акций Volkswagen. Фактически Porsche стал диктовать цену рынку, и когда «медведям» – игрокам на понижение – пришло время покупать акции, чтобы возвращать их владельцу, Porsche задрал цены до небес, и Volkswagen на короткое время стал самой дорогой компанией в мире. В итоге Porsche заработал несколько миллиардов евро.Погляди на новую Porsche revela el Panamera de 4 puertas. Кризис в данном случае играл роль фона, благодаря которому хедж-фонды были уверены, что цена акций Volkswagen обязательно должна обрушиться.

Читать далее

Комментариев нет: